1. Первые занятия должны быть направлены на установление взаимопонимания (контакта) дрессировщика и собаки.
2. Отработку приёмов и упражнений нужно проводить от простого к сложному. Начинать занятия необходимо в местах с наименьшим количеством посторонних раздражителей.
3. Следует соблюдать строгую последовательность в выработке навыков.
4. Приёмы нужно отрабатывать комплексно, то есть одновременно и параллельно сразу несколько приёмов, при этом навыки должны быть в разных стадиях формирования.
5. Лучше начинать отработку нового приёма в первой половине занятия, однако не в самом начале, когда собака ещё недостаточно послушна, но и не в конце, когда она утомлена.
6. Заниматься нужно в разное время утром и вечером, обязательно до кормления или спустя 2-3 часа после него. Не следует повторять один и тот же приём более 3-4 раз — это утомляет собаку.
7. Прежде чем приступить к занятиям, необходимо решить, чего владелец хочет достичь, и каким путём будет добиваться поставленной цели.
Воспитание щенка
Когда же начинать воспитание собаки? С момента появления на свет! Поэтому надо различать в воспитании собаки два периода: подготовительный и основной курс дрессировки. Подготовительное воспитание — та же дрессировка, задача которой — научить щенка правильно вести себя среди других собак, с матерью, своими братьями и сёстрами, а затем и среди людей, привить ему общепринятые нормы поведения и дружбы. Под дрессировкой в узком смысле подразумевается обучение собаки выполнению различных задач. Воспитание щенков, независимо от породы, сводится к одному и тому же, а дрессировка собак различных пород проводится по разным программам и методам.
Воспитание щенка можно условно разделить на три фазы:
Первая фаза проходит до отъёма от матери. Щенок должен усвоить, что представляют собой его братья и сёстры, осознать права и обязанности каждого члена этого коллектива, а также научиться их выполнять. Он должен научиться играть, нападать и защищаться, добывать корм, но в то же самое время и отучиться от упрямства и эгоизма. Если понаблюдать за сукой, воспитывающей своих щенков, то видно, что она с большой любовью и умением обучает их играм, веселью, живости, но если требуется, то довольно резко наказывает за каждый проступок.
Вторая фаза воспитания щенка начинается после передачи его в новый дом. Обычно это происходит в возрасте 6-8 недель, когда щенка необходимо научить правилам жизни рядом с человеком. Ночью он не должен скулить, должен спать только на своей лежанке, не справлять нужду где попало, не грызть обувь, другие вещи и предметы в доме, есть в одно и то же время в одном и том же месте, не просить пищу со стола хозяина, не лизать в лицо детей и ещё многое другое, чему не смогла научить его мать.
С прогулки начнётся третья фаза воспитания, которая граничит с дрессировкой. Щенок должен привыкнуть ходить на поводке, ничего не подбирать с земли, его следует отучить пугать людей и животных, он должен понимать команды «фу!» и «ко мне!», если бегает без поводка. Это достигается не сразу. Двухмесячный щенок в новом доме в весёлой и радостной игре с людьми быстро забывает о матери, но когда наступает ночь и всё в доме затихает, он начинает скучать. Следует набраться терпения и не позволять никому из домашних подходить к щенку. Тогда он, утомлённый дневными играми и впечатлениями, скоро заснёт крепким сном и лишь будет повизгивать во сне. В большинстве случаев щенок уже через две-три ночи забывает о своей бывшей весёлой и шумной компании. Но если проявить жалость и подойти к щенку ночью, то он будет скулить всю ночь напролёт, а последствия такой ошибки могут протянуться через всю дальнейшую совместную жизнь. Если место для щенка выбрано удачно, то он скоро, иногда за один день, привыкнет к нему. Пока щенок не привыкнет к новому дому, можно подкладывать ему тёплую грелку на ночь.
Выбор места для туалета представляет собой важную и серьёзную проблему. Пока щенок ещё совсем маленький, он оставляет лужицы где попало. Неопытный собаковод часто реагирует на лужи очень грубо, тыкая щенка носом в них. Это приводит к тому, что щенок перестает ему доверять. Употреблять наказание как по отношению к щенку, так и к взрослой собаке нужно только в тех случаях, когда удаётся непосредственно застать их при проступке, а в остальных случаях наказаний следует избегать. Когда щенка необходимо наказать, его берут за загривок, легонько встряхивают и относят в ящик с песком, где ласковым голосом и поглаживанием по спинке уговаривают закончить начатую процедуру оправления.
Если в доме всё будет вверх дном после щенячьих игр, то ни в коем случае не следует наказывать собаку. Чтобы приучить щенка к порядку, существует лишь один правильный путь. Лужу нужно хорошо вытереть, промыть дезинфицирующим средством или обработать дезодорантом, а тряпку отнести в то место, где стоит ящик с песком или туда, где щенку разрешено оправляться. Тряпку, которая используется для вытирания луж после щенка, нужно постепенно смещать в сторону входной двери, чтобы со временем вынести её на улицу, где взрослую собаку предполагается выгуливать впоследствии.
После проведения всех необходимых прививок нужно выдержать щенка в доме 4 дня, чтобы выработался необходимый иммунитет. После этого выводить на прогулки, сначала ненадолго, а потом и на более продолжительное время подальше от дома. Но предварительно щенка следует приучить к ошейнику и поводку.
С этого и начинается третья фаза воспитания. Щенку следует начать одевать ошейник, который должен быть по размеру, тогда щенок довольно скоро к нему привыкнет.
Улица несёт в себе тысячи разных запахов, звуков, яркий свет, скорость, опасность. Щенок уже на первой прогулке подвергается стрессу. Поэтому первый раз нужно постараться вывести щенка в самое спокойное время дня, когда мало машин и людей. Но даже тогда он получит очень много новых впечатлений и эмоций. Собака должна оправляться вне дома. Но нехорошо, если это будет происходить на детской площадке, в песочнице. Лучше всего научить собаку оправляться на решётках канализации или на травке, где это дозволено, но не следует выгуливать её и цветниках, зелёных насаждениях и на спортивных площадках.
Собака часто находит на улице предметы, которые привлекают её своим запахом и вкусом. Она не прочь взять их в зубы и проглотить. Но это может быть чрезвычайно опасно для её здоровья. Как правило, это бывают выброшенные испорченные продукты, которые могут вызвать не только заболевание желудочно-кишечного тракта, но и другие болезни, а иногда привести к тяжёлым отравлениям с летальным исходом. Иногда эти куски могут быть специально отравленными. Нельзя также позволять случайным прохожим угощать собаку, поскольку намерения их неизвестны.
Чтобы серьёзно и надолго отучить собаку поднимать куски с земли, придётся провести суровый, но очень полезный для будущей жизни собаки урок. Не все породы собак отучаются подбирать с земли. Часто собака бывает хитрее и вдали от хозяина всё равно возьмет кусок. Лучше её подзывать на лакомство, давая его взамен тому, что она выронила по дороге. Угрожая ей, можно будет добиться только того, что она лихорадочно будет заглатывать найденное, когда поймёт, что её заметили. В основном это относится к охотничьим собакам.
Нельзя допускать охоты собаки на грызунов, голубей, кур, поскольку она всегда сопровождается не только риском для жизни всей этой живности, но и, что важнее, для самой собаки и её хозяина. Для отучения от этого лучше всего применять дрессировочный ошейник. Только такое воспитание может дать относительно достаточную гарантию, что соседи не придут жаловаться на собаку, а она сама останется целой и невредимой.
Молодая собака, встречая других собак, как правило, радуется. Взрослые собаки обычно относятся к молодым снисходительно. Но щенок подрастает и иногда дело доходит до выяснения отношений при помощи зубов. В этих случаях хозяева собак могут воспользоваться своим правом владельца и растащить дерущихся. Как разнять дерущихся собак? Довольно просто, хотя и небезопасно. Нужно вместе с хозяином другой собаки синхронно схватить драчунов за хвосты или за задние ноги и растащить в разные стороны, после чего отбросить их от себя, чтобы избежать укуса, поймать за ошейник и взять на поводок.
То же самое может осуществить и один из хозяев собак, если другого в данный момент нет поблизости. Для разнятия собак он должен схватить за хвост или за ноги побеждающую собаку и отбросить её как можно дальше, если побеждает ваша собака, то её нужно сразу взять на поводок, тогда другая собака убежит. Если же окажется так, что проигрывает битву ваша собака, то даже когда вы возьмете её на поводок, сохранится опасность нападения со стороны чужой собаки. Однако и её можно утихомирить сильным, громким окриком.
На улице собаку каждый день подкарауливают неожиданности, на которые она реагирует в соответствии со своими инстинктами, рефлексами и опытом. Для того чтобы избежать ненужных стрессов, физических и психических последствий, следует быть предельно внимательным и осторожным. Это в равной мере относится и к хорошо выдрессированным и обученным собакам. Собака с хозяином на улице должна идти на поводке.
Дрессировка собак.
Дрессировка — это выработка у собаки навыков, необходимых для человека. Дрессировка необходима любой собаке, независимо от её размеров, породной принадлежности и даже места обитания.
Даже тем собакам, которые послушны и выполняют основные команды хозяина «Ко мне!» и «Фу!», необходимо закрепление навыков на площадке, в условиях множества отвлекающих факторов. Собаки, воспитанию которых было недостаточно уделено внимания, ведут себя непредсказуемо. Если хозяин не в состоянии влиять на поведение собаки, то любая, даже самая маленькая собачка может вызвать конфликт, ответственность за который полностью ложится на владельца.
Большинству собак мелких пород вполне достаточно изучить и освоить команды общего курса послушания: «Ко мне», «Фу», «Рядом», «Место», «Сидеть», «Лежать», «Стоять».
Собакам средних и крупных размеров вполне доступен общий курс дрессировки (ОКД), где кроме послушания обучают подноске предметов и преодолению препятствий. Это развивает у собаки ловкость, силу, уверенность.
Собакам служебных пород желательно пройти один или несколько курсов специальной дрессировки. В России наиболее распространено обучение защитно-караульной службе. Помимо этого собак дрессируют для розыскной, караульной, поисково-спасательной и ряда других служб. В последнее время в России также получили распространение и зарубежные курсы дрессировки, которые, как правило, содержат в себе навыки послушания и защиты, или только послушания. Это такие курсы, как IPO (послушание, защита, работа по следу), Obedienc и другие.
При выборе курса дрессировки следует учитывать породные особенности и индивидуальные наклонности собаки.
Специальной дрессировкой могут заниматься владельцы не только служебных собак. Лишь после усвоения собакой общего курса можно начинать занятия специальной дрессировкой.
Важно не упустить момент, когда собака окрепла физически и психически, но ещё не повзрослела. Нельзя подвергать большим физическим и нервным напряжениям маленького щенка. Но и необходимо учесть, что с повзрослевшей собакой в процессе дрессировки возникнет много проблем, если упущено время становления привычек и отношений с хозяином.
Лучше всего приступать к дрессировке собаки примерно в возрасте полугода. Однако только опытный инструктор поможет вам определить, какие нагрузки давать вашему питомцу, а также подскажет, как добиться послушания собаки, не «поломав» её психику.
Контакт хозяина со своим питомцем — основа основ воспитания и дрессировки собаки. На этой основе будет строиться выработка у собаки всех желаемых навыков. И главное состоит в умении хозяина пробудить в собаке интерес к себе, своим действиям, командам. Хозяин должен играть главенствующую роль, то есть всегда быть для своей собаки «ведущим», а собака — принимать как должное любые действия хозяина. Также хозяин должен научиться просчитывать любые поступки собаки и быть готовым реагировать на них адекватно.
Основной принцип дрессировки — заинтересованность собаки в выполнении навыка. Другой, не менее важный, принцип — от простого к сложному. И ещё — команда хозяина является законом для собаки. Она не должна уклоняться от выполнения команды. Если собака не выполняет того или иного действия, хозяин должен позаботиться о мере воздействия. Это не только «механическое» действие (рывок поводком, нажим на холку), но и применение поощрительных способов. Словом, по формуле: команда — побуждающее действие — поощрение (собака при этом не должна быть излишне сыта).
Обращайте внимание на интонации.
Все желательные действия собаки поощряются, а нежелательные пресекаются либо переключением внимания собаки на другой объект, либо наказанием.
Поощрение лакомством, поглаживанием, игрой должно быть приятно собаке. К тому же она должна понимать, что и хозяин искренне радуется ее успехам. Поощрение обычно следует сразу после действия собаки или во время действия.
Наказание же должно быть коротким и в момент нежелательного действия, а также соразмерным проступку собаки. Наказание возможно в виде окрика или физического воздействия (рывок, удар хлыстом). При наказании следует учитывать индивидуальные особенности психики и возраст собаки.
Основные навыки управления собакой, это:
— подход к хозяину;
— движение собаки рядом с хозяином (на поводке и без поводка);
— безразличное отношение собаки к корму;
— безразличное отношение собаки к наморднику;
— возвращение собаки на место;
— прекращение нежелательных действий собаки (команда «Фу!»);
безразличное отношение собаки к сильным звуковым раздражителям (например, выстрелам);
Подход к хозяину — основная команда по управлению собакой. Если собака безупречно выполняет ее, значит будут исключены неприятные инциденты.
Используя намордник в повседневной жизни, следует руководствоваться следующими моментами:
1) Намордник должен быть хорошо подогнан (не мал и не велик).
2) Неприятные ощущения при надевании намордника и пребывания в нём собаки надо компенсировать лакомством.
Не стоит часто употреблять команду «Фу!» — её используют при необходимости сильно воздействовать на собаку (например, в случае агрессии по отношению к постороннему человеку). В остальных случаях используйте интонацию и команды «Гуляй!», «Ко мне!», «Рядом!».
Не позволяйте собаке подбирать корм, разбросанный по земле. Навык отрабатывают, проводя собаку на длинном поводке по участку, на котором разбросаны лакомства. Команда «Фу!» должна сопровождать каждую попытку собаки поднять корм с земли; закрепить команду рывком поводка.
Отношение к выстрелу у собаки должно быть безразличным. Для этого перед выстрелом спокойно и доброжелательно разговаривайте с собакой, хвалите её за спокойствие. Если же при выстреле собака сошла с места, не ругайте её, а сделайте так, чтобы она как можно быстрее успокоилась. Всегда при малейших признаках страха ласкайте и утешайте ее. Изначально выстрел производится на большом расстоянии. Расстояние постепенно сокращается. Ни в коем случае нельзя водить неподготовленных собак, особенно молодых, на салют и в иные места, где сильные звуковые раздражители могут вызвать у собаки нервный срыв.
В общий курс дрессировки входит также обучение собаки преодолевать препятствия. Во избежание травм в процессе дрессировки не рекомендуется пользоваться строгим ошейником. К прыжкам через препятствие (глухой забор) собаку начинают приучать с небольшой высоты, постепенно увеличивая её до 180-200 см. Здесь используют команду «Барьер». При обучении собаки преодолению препятствий очень важно использовать заинтересованность собаки.
Итак, какую бы службу или вид дрессировки вы не выбрали, основное — полное взаимопонимание с собакой и её готовность подчиниться вам.
При выборе площадки, на которой вы будете дрессировать собаку, поинтересуйтесь спортивными достижениями команды этой площадки. Если на дрессировочной площадке есть спортивная команда и эта команда не находится в хвосте турнирной таблицы как минимум городских соревнований, смело записывайтесь на эту площадку. Только сильная в методическом плане дрессировочная организация может подготовить сильную спортивную команду. И только такая организация полноценно сможет подготовить вашу собаку для жизни.
Энциклопедия Домашних животных
КИРИЛЛА и МЕФОДИЯ